Price of The Question"Кадры решают все" - не просто расхожая фраза, но и проверенная истина. Многие компании сделали ставку на расширение рынка не за счет увеличения количества торговых точек или филиалов, а за счет улучшения уровня обслуживания. Известный американский исследователь эффективности инвестиций в человеческий капитал, Лори Баси, отмечает, что курс акций компаний со значительным бюджетом обучения превышают фондовый индекс S&P на несколько пунктов [1].
А зачем Вам это надо?Компании-лидеры рынка рассчитывают инвестиции в обучение по таким показателям как: годовые затраты на сотрудника и количество учебных часов. Риторический вопрос: зачем они это делают? Во-первых, различные тренинги - это средство привлечения персонала в условиях высокой конкуренции. Так, по данным кадрового портала rabotaplus.com.ua сегодня на 5 вакансий в столице претендует всего два соискателя. Другой причиной популярности является использование различных корпоративных курсов в качестве инструмента сохранения и мотивации кадров в условиях вынужденной экономии на повышении зарплат.
По данным опроса, проводимым порталом rabota.ua, специализированные конференции, курсы и тренинги для персонала практически всегда оплачивает 9% компаний, часто оплачивают - 13%. Кроме того, 17% опрошенных сказали, что посещения таких мероприятий не только планируется, а и бюджетируется заранее [2].
Опыт передовиков производстваКак известно, моду на дополнение соцпакетов различными тренингами ввели именно компании с иностранными инвестициями. Программы тренингов рассчитываются на максимальную активизацию потенциальных возможностей сотрудников. Кроме того, руководство некоторых компаний практикует коучинг (наставничество), что кратно увеличивает эффективность инвестиций при условии их материального поощрения :).
Сегодня среди лидеров корпоративного обучения можно назвать как зарубежные, так и отечественные компании: Coca-Cola, Kraft Foods Ukraine, Kyivstar, British American Tobacco Ukraine, Эльдорадо, Japan Tobacco International Ukraine, Если говорить сухим языком цифр, то бюджет на обучение персонала некоторых отечественных компаний уже достигает 1 млн. дол. США [3]. Можно сказать, что именно инвестиции в персонал являются предпосылкой их высокой рентабельности.
Некоторые украинские работодатели практикуют включение обучающих курсов в соцпакет, некоторые - частично оплачивают в зависимости от стажа работы сотрудника в компании. Например, если человек верой и правдой проработал в компании 2 года он оплачивает 50% стоимости, если 3 - 25% и т.д. Отдельные смекалистые руководители предлагают оплачивать стоимость курсов в зависимости от результатов посттестирования. Например, если сотрудник набрал 80% балов среди возможных, то оплачивается 100% стоимости курсов, если меньше, то лишь 50%.
Счастье от умаНайти причинно-следственную взаимосвязь между расходами на обучение сотрудника и процентом сохранения клиентов фирмы довольно сложно. Упоминаемый нами ранее американский исследователь Лори Басси утверждает, что 1 процент возврата клиентов добавляет до 5 процентов в капитализацию компании [1]. То есть обучение трансформируется в лучший сервис для клиентов, что в конечном итоге влияет на рентабельность компании и ее рыночную стоимость.
Если Вам важны конкретные цифры, то для расчета периода окупаемости инвестиций в образование можно применить следующий коэффициент:
К оборотности = (Чистая выручка после тренинга - Чистая выручка до тренинга) / Затраты на тренинг
Более точный показатель - это количество решенных линейным менеджером проблем в результате знаний, полученных в ходе тренинга. Здесь следует сказать, что HR специалисты крупнейших компаний больше внимания обращают на работу команды, чем на ROI. Они знают, что сотрудник, прошедший тот или иной тренинг, лучше понимает, что ему нужно и как это сделать, и, соответственно, реализует полученные знания :):
Result = Motivating + Learning2 + Training3
А значит, главный бухгалтер, помни! Возможность говорить с существующими и потенциальными клиентами на одном языке (в лингвистическом смысле тоже :)), заводить новые контакты может дать как мгновенный, так и долгосрочный результат.
1. Обучение и тренинги: статистика и мифы // Официальный сайт компании WebSoft. - [Электронный ресурс].
2. Заботятся ли украинские компании о профессиональном развитии своих сотрудников? // rabota.ua - [Электронный ресурс].
3. Надежда Садовая. "Эльдорадо" увеличивает бюджет на обучение // Interfax. - 10 декабря 2009. - [Электронный ресурс].